Тогда такое искусство было вняв; иноземные
мастера
наставляли нас, как подводить подкопы, разумеется,
не под рку, а под ситны города, чтобы взорвать их
и потом идти на приступ: под Казанью положено было
48 бочек пороху. Песнь пересказывает, будто царь
велл выставить дав восковые свечки: одну в подкоп,
другую в чистом пол, а стан все еще не взорвало:
тогда воспалился Иван Васильевич и стал казнить
пупжарей, подкошциков и зажигальщиков: он уже за-
подозрил их в зимы. Но тут поотважился мало-
дай пушкарь: Прикажи, государь, слово вымолвить; не
вели ты нас, пушкарей, казнить: на втрсвча горйтъ
скорее, а в землю идет тише. Призадумался Иванъ
Васильевич, как тут догорал свеча в подкоп,
принимались бочки с черным порохом, подымало землю,
разбросало белокаменные палаты. Казань взята и с.
тех пор основалось, то есть, утвердилось Московское
царство. В псн верно представлено, что вся сила
Москвы держалась на этой слав, какая пошла о ней
посл. победы над Татарами. Врно подмечен и арак-
тер грозного царя, и то, как понемногу стали мы знав-
комиться с иноземною
наукой: в былинах еще не го-
варится ни о пушкарях, ни о порох, а все стрелы да
палицы. В других песнях рассказано еще о свадеб
Грозного, о том, как подозрительный царь велит коз-
нить своего сына, но осужденного спасает боярин Ни-
кита Романы. Этот боярин был брат царицы Анна-
стаси и, по народным
преданиям, отличался болыпою
добротою. Избирая впослдстви нового царя, народ
вспомнил о его внук, Михаил. В песнях о время
них Грозного видно мсто занимают и предана о
Ермак. Ермак с Донскими казаками и разными гуля
Одес У.