и Оренбургской губерниях. 9 июля Екатерина велела распечатать домовые
церкви, запечатанные в предшествовавшее царствование. Но предстоял трудный
вопрос о монастырских имениях. 3 июля, присутствуя в Сенате, Екатерина
приказала ему иметь рассуждение о духовенстве, как бы ему учинить удовольствие
к его содержанию. Духовенство не дожидалось и подало прошение об отдаче ему во
владение вотчин, и 5 июля императрица передала это прошение Сенату с
приказанием иметь рассуждение и мнение свое ей донести. Опять рассуждение! А
между тем ростовский митрополит Арсений (Мацеевич) в письме к графу Алексею
Петр. Бестужеву-Рюмину так описывал положение, произведенное распоряжениями по
указу Петра III: «Не надлежало бы мне утруждать теперь ваше высокографское
сиятельство просьбою. Однако крайняя нужда влечет, яко за отобранием ныне от
дома архиерейского и от монастыря вотчин приходится с голоду умирать, понеже
хлеб у нас весь был по вотчинам в житницах, а при себе в самом доме
архиерейском не держал, кроме как только на пищу молотый. А как указ застиг, то
воевода ростовский тотчас по всем вотчинам житницы опечатал и, скот и птицы
описавши, в свою команду взял, оставив меня со всем духовенством и мирскими
служителями без пропитания, и не токмо будет есть нечего, когда смолотое и
лежавшее в сушилах приедем, но и литургии святой служить нечем и некому, все
принуждены
идти с нищими в мир. Всепокорное прошу показать милость к домам Божиим, дабы
старанием
вашим возвращены вотчины были по-прежнему. Лошадей хотя малое число очень
оставлено у нас, да и тех будет нечем кормить; не жаль того, что лошади у нас,
все с кобылицами и малыми жеребятами, нарочным полковником, из Военной коллегии
присланным, отобраны и в Петербург сведены, только жаль того, что завод, отчасти
славный в государстве, совсем переведен и от нас не в прислугу высокомонаршей
власти, но как бы за вину нечто конфискованное отобрано. В Ростове у нас
воеводою надворный советник Петр Протасьев; невозможно ли постараться его
отсюда переменить».
Преосвященные, пораженные указом Петра III, передавали друг другу в письмах
своих сетования. Московский митрополит Тимофей писал Арсению ростовскому: «Что
же касается до упомянутой в писании в. п. печали, то теперь не только вашу
святость, но и всех нас коснулась эта скорбная метаморфоза, которая жизнь нашу
приводит к стенаниям и горестям (nunc non solum vestram sanctitatem, sed omnes
nos
dolenda ista tetigit metamorfosis, quae vitam nostram ad gemitus et dolores
ducit)».
Архиепископ Амвросий писал тому же Арсению 15 июля: «Поздравляю общею радости
со вступлением ее и. встав на престол; слава Богу, что мы все от мысленного ига
избавление получили и теперь, как из манифеста (о коронации) изволите
усмотреть, к сентябрю месяцу просим и ваше преосвященство к нам в Москву
пожаловать и нам о известном деле помогать». Митрополит Тимофей 2 августа писал
Арсению: «Августа 1 принял я писание в. п. всеприятно, в коем объявленные в
прошедшем времени последовавшие несчастные приключения читал не без сожаления.
У нас в отдаленных только местах таким образом потуплено и скот по описи весь
взят, а в Москве их наглостей не видели. Лошади хотя все описаны, однако и
поныне не отобраны и остались под ведением нашим; но и нам сия отрада не
велика, ибо, с другой стороны, не без жалости видеть можно, что в вотчинах от
тех же наших крестьян невозвратные поделаны разорения: леса порублены, сено
расхищено, мелкий скот и птицы Инде прежде описи еще побраны, а Инде при описи
искоренены, в прудах рыба выловлена, и, какие только вообразить можно, наделали
как при описи бывшие офицеры, так и сами крестьяне опустошения. Да и при Москве
в Черкизовском моем пруде не однажды описатели дерзостно рыбу ловили, однако же
не единожды за то и сменяемы были. В таких-то смутительных обстоятельствах одна
только суть отрадою надежда». Но митрополит оканчивает письмо печальными
словами: «Надежду истребляет рознь между братьями (spemmutat discordia
fratrum)».
16 июля Сенат составил доклад по поводу просьбы духовенства об отдаче ему
отобранных имений: 1) имения возвратить; 2) со всех крестьян кроме
семигривенного
подушного оклада брать рубль, из которого 50 коп. пойдет в казну на содержание
инвалидов, а 50 – архиереям, в монастыри и прочие места, куда крестьяне будут
возвращены; 3) крестьяне должны управляться не служками монастырскими, а
выборными старостами, которых будут выбирать сами крестьяне с переменою
погодно. По поводу этого доклада 18 июля у Сената с Синодом была конференция.
Преосвященные объявили, что первым пунктом доклада довольны; но относительно
платежа 50 коп. в казну Афанасий тверской объявил, что это будет крестьянам
тягостно, другой же половины на содержание монастырей и семинарий мало; по его
мнению, надобно было возвратиться к решению Синода, состоявшемуся при
императрице Елизавете, именно: духовенство будет вносить еже-